Не последнее слово Младича

В Гааге подошел к финалу судебный процесс над сербским генералом

На прошлой неделе завершились слушания по делу бывшего командующего армии боснийских сербов Ратко Младичем. Сторона обвинения требует для Младича самого сурового наказания. Защита наоборот считает, что генерал невиновен и вел в свое время войну против той угрозы, с которой сегодня сталкивается Европа. Какой из приговоров поможет разрешить этнические противоречия в Боснии, пытался разобраться Александр Рыбин.

 

На прошлой недели в Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге со своими заключительными речами выступали представители обвинения и защиты по делу бывшего начальника штаба Войска Республики Сербской (ВРС) генерал Ратко Младича. Прокурор Алан Тигер потребовал самого сурового приговора для генерала – пожизненного заключения. «Любой другой приговор будет оскорблением для жертв», - сказал Тигер. Обвинение возложило ответственность на 74-летнего Младича за террор над мирным населением во время осады Сараево, массовых убийствах жителей Сребреницы, геноциде мусульманского и хорватского населения Боснии и преступлениях против человечности. Тигер акцентировал внимание, что «этнические чистки были не побочным результатом войны в Боснии в 1992-1995 годах, а её непосредственной целью». В свою очередь защита считает, что вина Младича в этих преступлениях так и не была доказана. Адвокат генерала Бранко Лукич заявил, что главная вина его подзащитного в том, что «он является сербом и защищал сербский народ». По мнению Лукича, Младич в ходе войны в Боснии боролся с тем, с чем вынуждена бороться сегодня вся Европа – исламский экстремизм и терроризм. Он рассказал о том, что лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович еще в годы существования единой Югославия призывал к созданию на Балканах государства, где будут жить исключительно мусульмане, а сербов и других не-мусульман на этой территории «необходимо уничтожить». То есть само возникновение вооруженного конфликта в Боснии стало результатом деятельности Изетбеговича и его сторонников. Поэтому Младича, сказал в заключение Лукич, необходимо полностью оправдать. Приговор генералу должен быть вынесен в ноябре 2017-го года.

 

ГЕРОЙ ИЛИ ПРЕСТУПНИК

Ратко Младич руководил ВРС на протяжении всего вооруженного конфликта в Боснии с 1992 по 1995-ый годы. Сама война стала результатом противоречий между боснийскими мусульманами, сербами и хорватами. Эти народы говорят на одном языке – сербском или сербскохорватском, но исповедуют разные религии: сербы православие, хорваты католицизм, часть славянского населения Боснии приняла ислам во времена Османского ига. За время существования единой Югославии противоречия не были разрешены. Поэтому, когда единая многонациональная Югославия стала распадаться, это вызвало цепь межэтнических конфликтов. Самым жестоким из них стал Боснийская война.

Для сербов не только в Боснии, но и в других регионах бывшей Югославии Младич стал народным героем. В 1996-ом созданный в Гааге трибунал объявил его и других лидеров боснийских и хорватских сербов в международный розыск, обвинив их в военных преступлениях. Однако до 2000-го года, до того, как был свергнут президент Сербии Слободан Милошевич, генерал спокойно жил в Белграде и даже имел личную охрану. Следующие 11 лет Ратко Младич скрывался – причем, до сих ни его родственник, ни полиция не обнародовали данных, каким образом это ему удавалось.

В 2008-ом Евросоюз объявил, что Сербия должна поймать и выдать самых резонансных военных преступников Гаагскому трибуналу. Это было названо обязательным условием для последующего вступления в состав ЕС. Два года спустя семья Младича обратилась в суд, чтобы юридически признать бывшего командующего ВРС умершим. Суд, однако, отказал. В мае 2011-го Младич был арестован сербской полицией в доме своего родственника в селе Лазарево в 80 километрах от Белграда. Проводившиеся тогда опросы местными СМИ, показали, что до 70 процентов жителей Сербии выступают против передачи генерала в Гаагу. Тем не менее, правительство экстрадировало его в трибунал. Произошли массовые акции протеста. В Белграде они закончились беспорядками. С мая 2012-го над генералом начался судебный процесс.

 

ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ БОСНИИ

По мнению Александра Кравченко, русского добровольца, воевавшего в составе ВРС в 1992-1995 годах, какой бы приговор не вынес МТБЮ в отношении Младича, это не сгладит противоречий между народами внутри Боснии. «Конфликт между сербами, мусульманами и хорватами в Боснии имеет многовековую историю. Посадят одного сербского генерала или мусульманского, конфликт таким образом не разрешится», - сказал он. О том, что 21 год спустя после окончания войны в Боснии межэтнические противоречия по-прежнему существуют свидетельствует, например, референдум прошедший в Республике Сербской (РС, сербской части федеративной Боснии и Герцеговины) осенью этого года. Подавляющее большинство сербского населения проголосовали против подчинения правительства РС решению федеративного суда в Сараево.

Сами жители Боснии называют нынешние отношения между местными этносами – «тихой войной», войной без стрельбы, без оружия, которая может принять более «горячий» характер. Не добавляет оптимизма по поводу Боснии и экономическая ситуация в стране. Это одна из слабейших экономик Европы. Огромное количество граждан вынуждены уезжать в поисках работы заграницу. У большинства молодежи нет перспектив самореализоваться в родной стране. Этими проблемами активно пользуются радикальные организации. По словам Олега Валецкого, публициста, в свое время тоже воевавшего в рядах ВРС, в Боснии из года в год отмечается рост исламского экстремизма. Увеличивается количество преступлений экстремистской направленности. И в то время, как мусульманские радикальные организации провозглашают Младича преступником, сербские правые – используют его портреты на своих акциях, печатают на футболках и обещают повторить его подвиги.