Больше никаких лживых соглашений!

Заявление Коммунистической партии Турции (TKP)
по результатам прошедших в стране президентских и парламентских выборов


24 июня миллионы турецких граждан, окрылённые неосуществимыми надеждами, снова остались ни с чем. Тем не менее представления о том, что Турция выдохлась, столь же смехотворны, как не обоснована и сказка, будто бы Турция выйдет из потемок за счёт простого утверждения всех пороков установившегося порядка вещей. Все должны знать, что Турция не уступит нашествию мрака.

1. Когда было принято решение провести «выборы по звонку», Коммунистическая партия Турции предупреждала, что выборы, проводимые в этих условиях, не будут легитимными: «С учетом последних правил выборы в Турции превратились в шоу, не способное принести ничего, кроме результата, которого желает Эрдоган», - писали мы. «Невозможно характеризовать эту пародию на выборы в качестве выборов; и принимать, как будто ничего не поменялось, участие в выборах, давно характер выборов потерявших, - значило бы приветствовать участие в этом шоу». Хотя наше предупреждение резонировало с мнением большой части населения, возглавляемая Республиканской народной партией (CHP) оппозиция истеблишменту вновь смогла окутать миллионы людей атмосферой ничем не обоснованного оптимизма, воплотившегося в наивность типа "не волнуйтесь, они ничего не смогут сделать."

Тем не менее, правящая партия ещё больше отладила свою способность манипулировать выборами, чему научилась на предыдущих – особенно на последнем референдуме – за счёт новых норм, принятых в течение этого года и создавших причудливую избирательную систему, не позволяющую никаких проверок вообще. Несмотря на этот очевидный факт, вскоре после принятия решения о проведении «выборов по звонку» часть общества, выступающая против правящей партии, оказалась убеждена, что «на выборах, по всей вероятности, будет одержана победа».

Вечером 24 июня миллионы людей считали, что выборы подтасованы, но никто не мог что-либо доказать или что-нибудь поделать с этим. Ибо, как мы всегда подчеркивали, дезорганизованные люди, гонящиеся за созданными вокруг определённых персонажей мифами, не представляют из себя ничего, кроме людей, оставшихся беспомощными. Эти выборы еще раз подтвердили, что таковые могут быть выиграны только перед, а не в день выборов. А отслеживать выборы при наличии таких механизмов регистрации избирателей и такой избирательной системы просто невозможно.

2. Тем не менее, важнейшая истина, подтверждённая 24 июня, состоит в том, что одни лишь избирательные усилия никогда не обеспечивают выхода из положения. Сразу же после сопротивления в Гези они в значительной степени удерживали миллионы людей, поднявшихся против АКП, от политических организационных процессов, которые, по сути, важны, чтобы массовое народное движение поддерживалось на плаву. Выборы, на каждом углу разрекламированные в качестве "наиболее критической точки", производили одно разочарование за другим, и "анти-эрдогановские" настроения превратились в нечто скорее трудно различимое внутри баланса сил установившегося порядка вещей. Следует понимать, что организованность необходима для достижения даже незначительных улучшений в Турции. К сожалению, значительная часть турецкого общества прониклась фантазией, что "освобождение" возможно без наращивания борьбы; следовательно, она устремилась вслед за героем или героями, которые, как она посчитала, наконец-то нашлись. Другая часть общества, со своей стороны, давно смирилась с Эрдоганом, не задаваясь даже какими-либо вопросами о своём собственном существовании и о будущем. Такой антагонизм никогда не даст путь "освобождению", а наоборот, приведёт к гибели общества.

3. Хотя президентская система была отклонена более чем половиной избирателей на референдуме, состоявшемся в 2017 году, принятие на вооружение идеи о том, что та же самая система откроет ворота освобождению, по прошествии всего лишь одного года ускорило процесс дегенерации. Идея того, что человека, считающегося представителем несправедливости и тирании победит другой человек – представитель справедливости и свобод – подразумевает отрицание того самого факта, что единственным противоядием несправедливости и тирании является организованная борьба людей. Но основная причина того, что "правило одного человека" было принято на вооружение столь легко, состоит в том, что такая система пользуется особенной поддержкой капиталистов Турции.

4. До выборов 24 июня международные монополии оказывали значительную поддержку крупной коалиции, в которую вошли CHP, партия «Ии» («Добро»), партия «Счастье», а также Народно-демократическая партия (HDP), хотя последняя формально не принимала участие в  «Национальном альянсе». Важнейшей причиной, по которой Эрдогану удалось победить эту силу, является то, что капиталистический класс не хочет отказываться от каких-либо преимуществ, которые он получил от правления Эрдогана. Те, кто создал Эрдогана, естественным образом при подготовке этой альтернативы действовали исходя из своих интересов и страхов. В этом смысле все риски исчезли для капиталистов, поскольку они защитили политическую структуру, которая будет осуществлять свою собственную программу – с Эрдоганом или без. Хотя мы переживаем период, когда усилились внутриклассовые противоречия на международном уровне, а также среди турецкого капиталистического класса, эти противоречия отнюдь не означают, что у правящего класса нет общих интересов.

5. Именно международные монополии просили устранить почти все различия между ПСР и оппозицией истеблишменту по существенным вопросам в ходе избирательного процесса. Правый оппозиционный альянс с Акшенер и Карамоллаоглу, признавший в основных чертах всё, что было разработано правительством ПСР за последние 16 лет, пришедший к соглашению с практикой, обрушившей светский характер государства, не имевший вообще никаких проблем с НАТО или Европейским союзом, убеждал турецкое общество в том, чтобы принять режим ПСР без Эрдогана. В этом отношении они зашли так далеко, что Мухаррем Инс - кандидат в президенты от Национального альянса - заявил, что может даже назначить министров из ПСР в своем кабинете! Следовательно, искавшие выхода общественные слои обмануло и ввело в заблуждение многолетнее наступление на прогрессивные ценности под общим предлогом того, что «Турция - это консервативная страна».

6. Нелепо анализировать выборы 24 июня в Турции со стороны партий истеблишмента. Ни одна из этих партий не получила «настоящих» голосов. Миллионы людей в Турции не сделали никакого выбора – они не выбрали, что они поддерживают. Вместо этого они поддерживали тех, кто, по их мнению, способен решать уравнение с множеством переменных, представленное им. Единственная реальность выборов 24 июня заключается в том, что для миллионов возмущенных и недовольных людей в Турции так называемые "варианты" в рамках действующих порядков полностью исчерпаны. Флагман официальной оппозиции (CHP) похоронен под обломками истории, которые он навязал турецкому обществу.

7. Антиэрдоганские настроения, долгое время выступавшие движущей силой и выступавшие за пределы действующих порядков, – настроения, достигшие своего пика во время сопротивления на Гези, – теперь уже не имеют никакой самостоятельной ценности. Как раз наоборот: антиэрдоганские настроения сводились к поддержке роли двойника Эрдогана, заключавшейся в том, чтобы превратить это общество в беспомощное. Фундаментальной должна твёрдая позиция против установленного порядка, борьба против эксплуатации, империализма и реакционизма. Точно так же турецкая политика должна быть немедленно освобождена от дихотомии между так называемыми "городскими" и "современными" сторонниками CHP и "консервативными" сторонниками ПСР. По прошествии 16-ти лет "городские" и "современные" оппоненты ПСР были переформатированы в консерватизм с помощью CHP и HDP. Просвещенное и патриотическое наследие Турции вновь восстанет лишь с совершенно новой идентичностью, с про-рабочим характером, в рабочих комбинезонах.

8. Коммунистическая партия Турции взяла на себя ответственность стать на выборах 24 июня голосом трудящихся масс и запроса на изменение существующих порядков. Слово ТКП, которая должна была работать с независимыми кандидатами, поскольку несправедливо не допускалась к участию в выборах, произвело неизгладимое впечатление на широкие слои общества. Мы знали, что это не воплотится в голоса в дикой и шерстяной атмосфере этих выборов; что независимые кандидаты, столкнувшиеся с серьезными трудностями – начиная от возможности пропагандировать и кончая самим голосованием – не смогут преодолеть грандиозную иллюзию, в которую вовлекли миллионы людей. Однако ТКП не могло позволить, чтобы в избирательный период не было слышно голоса социализма; партия вступила в контакт со многими работниками и распространяла свои предупреждения и о выборах 24 июня, и о послевыборном периоде, которые подтвердились в течение короткого промежутка времени.

Коммунистическая партия Турции с большим рвением прилагает все усилия для того, чтобы организовываться и бороться. В предстоящие дни комитеты партии определят всеобъемлющий план, как вывести тех, кто стоит с левыми и трудящимися массами Турции, из состояния отчаяния и беспомощности. Наша партия – единственная надежда тех, кто говорил: «Вы правы, но пусть эти выборы сначала пройдут», и она будет действовать исходя из этого чувства ответственности.

9. Выборы сами по себе не могут ни принести освобождение, ни стать концом или предвестником абсолютной тьмы. Да, миллионы людей были оставлены ни с чем в Турции 24 июня, но представление о том, что с Турцией уже покончено, нелепы, как и сказка о том, что Турция выйдет из блуждания в потёмках просто путём утверждения порочного порядка вещей. Все должны знать, что Турция не уступит темноте.

Перевод В. Тушканчиков