3 (16) июля 1917 г.

3 (16) июля 1917 г. после краха коалиции правосоциалистических партий с кадетами вопрос о власти вернулся в политическую жизнь.

Находившийся на лечении вне Петрограда (на даче В.Д.Бонч-Бруевича в Финляндии) Ленин в статье "На что могли рассчитывать кадеты, уходя из министерства" (оставшейся неопубликованной до 15 (28) июля из-за бурных событий последующих дней) охарактеризовал поведение кадетов как шантаж, направленный против занимающих соглашательскую позицию вождей советского большинства.

С утра 3 июля улицы Петрограда стали наполняться манифестантами из рабочих и солдат - одни за другим заводы и армейские части начали требовать перехода всей власти в руки Совета. Из политических сил к провозглашавшемуся большевиками и межрайонцами требованию перехода всей власти в руки Советов присоединились меньшевики-интернационалисты.

Вместе с тем меньшевики-интернационалисты присоединились к осуждению выступлений, тогда как большевики в напечатанной в ночь на 4 июля листовке призвали к мирной и организованной манифестации.

Лидеры советского большинства, в свою очередь, для оттягивания решения вопроса о власти сослались на отсутствие в Петрограде членов ЦИК, избранных от провинции. По их плану, до пленума ЦИК министерствами, посты глав которых оставались вакантными, должны были руководить временные управляющие, не входящие в кабинет. Церетели, один из лидеров меньшевиков и министр почт и телеграфа Временного правительства, пошел дальше и предложил сам пленум ЦИК перенести из Петрограда в Москву, подальше от демонстраций.

На заседании ЦИК в ночь на 4 июля никакого решения по вопросу о власти принято не было, участники заседания разъехались с задачами агитировать в полках и на заводах против выступлений (межрайонцы отказались в этом участвовать, большевики же вовсе не принимали участия в заседании).

Тем временем, рабочая секция Петроградского совета, в которой большинство уже составляли большевики, официально потребовала перехода власти к Советам.