25 сентября (8 октября) 1917 г.

25 сентября (8 октября) 1917 г. Керенский сформировал новый состав коалиционного правительства, оказавшийся последним.

Несмотря на то, что поддержка коалиции даже в разбавленном кооператорами и муниципалитетами Демократическом совещании была крайне слабой. а против участия кадетов в правительстве было большинство Демократического совещания, Керенский не просто создал коалицию с буржуазными элементами - он отдал им большинство в правительстве.

Самой многочисленной партией в правительстве стали именно кадеты (министр торговли и промышленности, вице-премьер Коновалов, министр государственного призрения Кишкин, министр исповедания Карташёв, государственный контролер Смирнов); помимо членов кадетской партии, посты в правительстве заняли и беспартийные крупные буржуа (министр иностранных дел Терещенко, председатель экономического совета Третьяков), а также политические деятели, не входившие в кадетскую партию, но близкие к ней (министр финансов Бернацкий, министр народного просвещения Салазкин, министр продовольствия Прокопович). На 9 буржуазных министров приходилось только 6 членов социалистических партий (эсеры Керенский, военный министр Верховский, министр земледелия Маслов, меньшевики министр внутренних дел и одновременно почт и телеграфов Никитин, министр юстиции Малянтович, министр труда Гвоздев) и 2 беспартийных специалиста без ярко выраженных политических симпатий (министр путей сообщения Ливеровский и морской министр Вердеревский).

И даже среди формально социалистических членов правительства - большинство мало отличалось по политическим позициям от кадетов, тогда как с противоположного политического фланга в правительство вернулся Коновалов - в мае он ушел из правительства, не согласившись с проектами регулирования промышленности (выдвигавшимися не только меньшевиком Скобелевым, но и кадетом Шингаревым) - теперь же он вернулся не только министром, но и вторым человеком в правительстве.

Таким образом,Керенский при соглашательской позиции меньшевиков и эсеров отдал власть тем силам, которые совсем недавно не смогли взять ее силовым путем, а до того образовывали не худшую по составу коалицию - формально правительство топталось на месте, не сдвигайсь ни вправо, ни влево.

Была, однако, большая разница с прдыдущими коалициями - ранее Временное правительство действительно опиралось на поддержку большинства в Советах, теперь же для легитимизации ему пришлось собираться не чисто советское по составу совещание, а ВЦИК оставался в руках меньшевиков и эсеров лишь потому, что оттягивал перевыборы.

Советской опоры - а не ее фальсификации путем голосования кооператоров и муниципалов в Демократическом совещании - у коалиции уже не было, а военной силой, чтобы удерживать власть вопреки позиции большинства Советов (и тем более Советов столиц и крупных центров) Временное правительство (и более правые круги, как показала корниловщина) не обладало.

Власть стала крайне уязвимой, однако, разумеется, автоматически Временное правительство не пало - большевикам пришлось приложить условия, чтобы "уронить" его.