Что говорил Сталин про Северную Америку?

Несмотря на отличие на одну букву имени Карлсона, «который живет на крыше», от фамилии Бена Карсона, претендента на пост президента США от Республиканской партии, у них есть немало схожего. Как и герой повестей Астрид Линдгрен, не устающий повторять, что он «самый лучший в мире» во всех отношениях, Бен Карсон постоянно твердит о своих необыкновенных способностях для исполнения должности президента страны. Как и у толстяка с пропеллером на спине, у Бена Карсона чрезвычайно развито воображение, а потому недавно он объявил: «Сталин утверждал: «Если хочешь уничтожить Америку, надо уничтожить ее духовную жизнь, патриотизм и нравственность». Вскоре было установлено, что эта вымышленная фраза была сочинена авторами «Цитат великих людей», размещенных в Фейсбуке.

Приписывание Сталину слов, которых он не произносил, и действий, которых он не совершал, давно вошло в практику. Фразу, придуманную писателем Анатолием Рыбаковым («Есть человек – есть проблема. Нет человека – нет проблемы»), до сих пор многие, включая президента России, выдают за подлинные слова Сталина.

Многие «изречения» Сталина создал Хрущев, когда он сочинял свой доклад для закрытого заседания ХХ съезда КПСС, а затем, уже после отставки, наговаривал на магнитофон свои мемуары. В них Хрущев постоянно приводил примеры «дурного характера» Сталина. Например, Хрущев утверждал, будто, находясь в туруханской ссылке, Сталин  из неприязни к соседу по избе Якову Михайловичу Свердлову назвал своего пса Яшкой. (На самом деле пса звали Тишкой.) Развивая свою версию из доклада, Хрущев в своих воспоминаниях уверял, будто в первые дни войны Сталин, деморализованный успехами гитлеровцев, объявил на заседании Политбюро: «Я отказываюсь от руководства». (Хотя известно, что Сталин остро переживал поражения Красной Армии, ни подобного заседания Политбюро, ни такого заявления Сталина не было.).

Вслед за Хрущевым сочиняли байки о Сталине представители творческой интеллигенции. В своей книге «Сталиниада», выпущенной впервые в 1990 г., Юрий Борев собрал несколько тысяч баек с вымышленными высказываниями Сталина. В этих анекдотах Борев увидел продукт «городского, интеллигентского фольклора». В книге Борева голословно утверждается: «Сталин назвал Гитлера ледоколом революции». Эти слова были взяты из названия клеветнической книги изменника Родины Резуна, в которой оправдывалось нападение гитлеровской Германии на СССР. Сборник Борева изобилует придуманными сценками, в которых Сталин выглядит грубым, примитивным, циничным и жестоким. «Сталин» в этих байках постоянно запугивал людей. Ему ничего не стоило сказать своему собеседнику, что его надо повесить. Когда же напуганный до смерти человек спросил: «За что?!», Сталин якобы ответил ему: «За шею!» Только тут выяснялось, что Сталин просто пошутил. Эти сочинения до сих пор используются при подготовке телефильмов о Сталине и сталинском времени.

Свой вклад в фабрикацию мнимых заявлений Сталина вносили и западные деятели. В ответ на предложение нейтральных стран оказать помощь нашим пленным в Германии Сталин якобы ответил: «Среди бойцов Красной Армии нет пленных, а в немецких лагерях находятся предатели». Западные сочинители также придумали заявление Сталина по поводу выборов, которые должны были состояться после освобождения в ряде стран Юго-Восточной Европы: «Главное не то, как проголосуют на выборах. Главное: кто и как подсчитает итоги голосования».

Сталин давал отпор антисоветским измышлениям, если они вопиющим образом искажали ход исторических событий. Именно по этой причине вскоре после окончания войны была издана справка «Фальсификаторы истории», в которой разоблачалась клевета на советскую внешнюю политику и раскрывались коварные действия западных держав перед началом Второй мировой войны.

Но Сталин терпеливо сносил вымыслы враждебной пропаганды относительно своей персоны. Известен лишь один случай, когда Сталин высмеял сочинения американской печати. 26 октября 1936 г. он написал заведующему бюро «Ассошиэйтед Пресс» Чарльзу Наттеру, отвечая на его запрос по поводу сообщений о тяжелом заболевании и даже смерти Сталина:

«Милостивый государь! Насколько мне известно из сообщений иностранной печати, я давно уже оставил сей грешный мир и переселился на тот свет. Так как к сообщениям иностранной печати нельзя не относиться с доверием, если Вы не хотите быть вычеркнутым из списка цивилизованных людей, то прошу верить этим сообщениям и не нарушать моего покоя в тишине потустороннего мира. С уважением И. Сталин».

В отличие от своих идейных врагов, зачастую использовавших упрощенные шаблоны для описания советского строя и его лично, Сталин старался избегать подобных приемов. В своей беседе с видным политическим деятелем Гарольдом Стассеном 9 апреля 1947 г. Сталин призвал правящие круги США отказаться от этих пропагандистских штампов. Он сказал:

«Советскую систему называют тоталитарной или диктаторской, а советские люди называют американскую систему монополистическим капитализмом. Если обе стороны начнут ругать друг друга монополистами или тоталитаристами, то сотрудничества не получится. Надо исходить из исторического факта существования двух систем, одобренных народом».

Через 9 лет авторство идеи о мирном сосуществовании двух систем приписали Хрущеву.

Хотя Сталин прекрасно знал о враждебном отношении США к нашей стране с первых же дней Советской власти, он никогда не принижал сильные стороны Америки и американского народа. Более того, он считал, что некоторые черты американского национального характера могут служить примерами для подражания в нашей стране. В своей основополагающей работе «Об основах ленинизма» Сталин выделил «американскую деловитость» как важную особенность ленинского стиля в работе. Сталин писал:

«Американская деловитость – это та неукротимая сила, которая не знает и не признает преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если это даже небольшое дело, и без которой немыслима серьезная строительная работа».

Правда, Сталин тут же предупреждал, что:

«Американская деловитость имеет все шансы выродиться в узкое и беспринципное делячество, если ее не соединить с русским революционным размахом… Соединение русского революционного размаха с американской деловитостью – в этом суть ленинизма в партийной и государственной работе».

Такое отношение Сталина к «американской деловитости» не имело ничего общего с преклонением перед всем американским. Поэтому, реагируя на слова писателя Эмиля Людвига («Я наблюдаю в Советском Союзе исключительное уважение ко всему американскому, я бы сказал даже преклонение перед всем американским, т. е. перед страной доллара, самой последовательной капиталистической страной»), Сталин сказал:

«Вы преувеличиваете. У нас нет никакого особого уважения ко всему американскому. Но мы уважаем американскую деловитость во всем – в промышленности, в технике, в литературе, в жизни. Никогда мы не забываем о том, что САСШ – капиталистическая страна. Но среди американцев много здоровых людей в духовном и физическом отношении, здоровых по своему подходу к работе, к делу. Этой деловитости, этой простоте мы и сочувствуем. Несмотря на то, что Америка высоко развитая капиталистическая страна, там нравы в промышленности, навыки в производстве содержат нечто от демократизма, чего нельзя сказать о старых европейских капиталистических странах, где все еще живет дух барства феодальной аристократии… Наши рабочие-хозяйственники, побывавшие в Америке, сразу подметили эту черту. Они не без некоторого приятного удивления рассказывали, что в Америке в процессе производства трудно отличить с внешней стороны инженера от рабочего. И это им нравится, конечно».

Видимо, Сталин сам хотел побывать в США и убедиться в правильности таких впечатлений. Также известно, что Сталину хотелось повидать Вашингтон с привлекавшей его неоклассической архитектурой и памятниками выдающимся деятелям Америки. Об этом свидетельствовал ответ Сталина на приглашение президента США Гарри Трумэна посетить американскую столицу. 2 февраля 1949 г. Сталин писал:

«Я благодарен президенту Трумэну за приглашение в Вашингтон. Приезд в Вашингтон является давнишним моим желанием, о чем я в свое время говорил президенту Рузвельту в Ялте и президенту Трумэну в Потсдаме. К сожалению, в настоящее время я лишен возможности осуществить это свое желание, так как врачи решительно возражают против моей сколько-нибудь длительной поездки, особенно по морю или по воздуху».

Желание Сталина так и не было осуществлено, а его встреча с Трумэном не состоялась.

Таковы наиболее известные высказывания Сталина о США и американцах. Однако фальсификаторы из Фейсбука, а вслед за ними претендент на высший пост в США, постарались перечеркнуть их и вместо них сочинили сталинский план уничтожения Америки, ее духовной жизни, патриотизма и нравственности. В этом проявились типичные приемы антисоветизма и антикоммунизма, превращающие с необыкновенной легкостью белое в черное.

ИСТОЧНИК